В церемонии приняли участие председатель ЕНФ-ККЛ Даниэль Атар, лидер партии «Наш дом Израиль», в недавнем прошлом министр обороны Авигдор Либерман, глава регионального совета Гуш-Эцион Шломо Неэман, заместитель председателя ККЛ Зеев Нойман, член совета директоров ЕНФ-ККЛ.
Деревья, посаженные сегодня у кибуца Рош Цурим, - символический акт вступления в официальное владение еврейским народом на 52,2 га земли в Гуш-Эционе. Это положит начало развитию существующих и основанию новых поселений в регионе, строительству тысяч единиц жилья и инфраструктурных проектов.
Сегодняшнему событию предшествовала длительная и сложная юридическая борьба. Земли Гуш-Эциона были приобретены дочерней компанией ЕНФ-ККЛ «Химнута» в начале ХХ века. В конце века, когда «Химнута» подала ходатайство о фиксации своих прав собственности, палестинская администрация через нанятого ею адвоката опротестовала ходатайство, предоставив документы, якобы свидетельствующие о принадлежности этих земель палестинцам. Только в 2016 году Иерусалимский окружной суд признал документы, поданные палестинской стороной, сфабрикованными и удовлетворил иск ЕНФ-ККЛ.
Палестинцы не успокоились – и опротестовали этот вердикт в Верховном суде. В конце прошлого года Верховный суд подтвердил его. Это решение является окончательным.
Председатель ЕНФ-ККЛ Даниэль Атар назвал это «грандиозном достижении сионистского движения».
«Таким образом, - сказал он, - мы с успехом завершаем процесс, начатый еще 70 лет назад. Благодаря настойчивой борьбе мы смогли преодолеть все преграды, которые создавались на нашем пути. Это событие исторического значения и наше продолжающееся сотрудничество с поселенцами Гуш-Эциона доказывают в очередной раз, что хотя после провозглашения независимости Израиля цели и задачи ЕНФ-ККЛ изменились, но функция сохранения земель в стране Израиля под еврейским суверенитетом осталась прежней».
Выступая на церемонии, бывший министр обороны, глава НДИ, сам житель Гуш-Эцона, Авигдор Либерман, напомнил исторический фон сегодняшнего события.
«В четверг, 13 мая 1948 года, в самый в канун провозглашения независимости Государства Израиль – пал поселок Кфар-Эцион.
Когда эти края были возвращены под израильский контроль в 1967 году, после славной победы в Шестидневной войне, дети первопроходцев Кфар-Эциона возродили кибуц на том же месте. А спустя год, в 1968-м, был создан кибуц Рош-Цурим – там, где за два десятилетия до этого размещались еврейские поселки Эйн-Цурим и Ревадим.
Сегодня Гуш-Эцион – процветающий во всех отношениях регион страны, лучшее доказательство того, что еврейских поселенцев ничто и никто не сломит. Как житель Гуш-Эциона я горжусь каждым населенным пунктом, выросшим на этой прекрасной земле, по поводу которой, кстати, в израильском обществе существует широчайший консенсус. Не подлежит никакому сомнению, что мы отсюда не уйдем никогда».
Ярким свидетельством национального консенсуса по поводу Гуш-Эциона стало выступление на церемонии председателя ЕНФ-ККЛ Дани Атара. «Сейчас идет предвыборная кампания, - сказал он. - Как правило те, кто совершают по-настоящему большие и хорошие поступки, не получают за это признательности общественности. А я хочу, чтобы вы, дорогие жители Гуш-Эциона, знали: мы сегодня здесь благодаря депутату Кнессета Авигдору Либерману и заместителю председателя ЕНФ-ККЛ Зеэву Нойману.
Меня трудно заподозрить в предвзятости. Я не состою в их партии и даже не отношусь к их политическому лагерю. Но есть моменты, когда необходимо говорить правду. Когда нужно сказать спасибо тому, кто того заслуживает.
Когда Авигдор Либерман был министром обороны, я обратился к нему по просьбе моих сотрудников, которые обратили внимание на то, что здесь, на земле, принадлежащей ЕНФ-ККЛ, размещена военная база. Для военной базы всегда можно подыскать место. А вот для жилых домов – это куда сложнее. Поэтому мы обратились к министру обороны, объяснили ситуацию. И он прямо в нашем присутствии дал указание незамедлительно подготовить передислокацию базы и выделение высвобожденной земли под строительство 1600 единиц жилья.
Именно для этого мы выбираем подлинных лидеров: для того, чтобы оказавшись там, где надо принимать решения, они принимали бы правильные решения. Я горжусь тем, что вы сделали, горжусь вашей решимостью. Большое спасибо, Авигдор Либерман!
С Божьей помощью, мы продолжим сотрудничать ради народа Израиля и Государства Израиль».